Четверг, 25.04.2024, 02:57
Сайт Демидова Этот безумно безумный мир
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Cтатьи [28]
о Надыме [2]
история города, интересные факты о городе, жизнь города.
Фото дня
Где Вы
Ссылки
Праздники России
Надым

Просмотреть увеличенную карту
 Каталог статей
Главная » Статьи » о Надыме

Надым несколько веков назад
Городок пиратов

Когда-то давно Надым был просто точкой на географической карте Крайнего Севера, сегодня это многоэтажный индустриальный город.

Естественно, возникает вопрос о происхождении слова «Надым». Разгадку этого слова, по-видимому, надо искать в переводе с местных наречий. Может быть, оно происходит от ненецкого слова «няда» — мох. «Нядэйм» в переводе с ненецкого — моховое место. Возможно, отсюда и название реки Надым, так как бассейн реки традиционно был местом летних и зимних выпасов оленьих стад. В то же время существует и другая транскрипция этого ненецкого слова — «няда ям», что в переводе означает «иглистая река» от слова «ягель». В русской же транскрипции это слово пишется «на дым», что означает идти на дым — туман, который поднимается над рекой.

По данным института археологии Российской академии наук, история современного Надыма очень древняя. В 14 веке эти земли называли Лукоморьем, позже — западной окраиной Мангазеи. Найденные на раскопках Надымского городища серебряные украшения, керамика, утварь относятся к 9 веку.

С давних времен здесь кочевали оленеводы — ненцы и ханты. Впервые о них упоминается в письменных источниках 17 века. Именно в это время с Тобольского Севера поступило сообщение о том, что в походе восставшей бедноты на Обдорск (ныне Салехард) принимали участие надымские ненцы.

В 1998 году археологи нашли для себя еще одно место работы — Надымское городище. За эти годы на объекте обнаружено более пяти тысяч предметов, относящихся к концу XVI — первой четверти XVIII века, но ученые нутром чуют — перспектива для новых открытий здесь огромная.

Теоретически городище находится от Надыма не так далеко, всего-то в 60 километрах, однако в те глухие места наведывались только рыбаки и охотники. Они не раз задавались вопросом, что за доски могут торчать из-под слоя земли и дерна, но дальше простого любопытства дело не заходило. А воды реки подмывали, рушили потихонечку берег, все больше обнажая непонятные «деревяшки», и наконец-то нашелся человек, который рассказал об этом факте работникам музея.

Есть мнение, что городище, обнаруженное в одной из многочисленных протоков реки Надым, не что иное, как городок северных пиратов. Эту версию подтверждает многое. Во-первых, месторасположение: неподалеку от «схрона» проходили торговые пути по Обской губе в «златокипящую» Мангазею. Во-вторых, жилища поселенцев строились по своим особым правилам: рубленые избушки площадью около 9 квадратных метров стояли по периметру на расстоянии полуметра друг от друга (пространство было забито ягелем, видимо, для утепления) под одной общей крышей. Такая крыша, очень может быть, для конспирации — издалека городок походил на холм. В-третьих, находки. Скажите на милость, откуда в тундре могли появиться сетчатые подвески, предположительно относящиеся к XI —XII вв., которые прежде археологи находили только на раскопках Древнего Новгорода? А подкова, ключи и замки от сундуков, берестяные туеса, в которых можно кипятить воду?! Ученые установили, что и доски, используемые в строительстве жилищ — не что иное, как обшивка судов! В общем, на версии о пиратах многое сходится.

По всей видимости, все-таки искали этих беспокойных морских разбойников: на карте, составленной в XVII веке, есть отметка о безымянном населенном пункте, и знаменитый путешественник Миллер когда-то бывал здесь, оставил записи, мол, стоят на берегу северной реки две огромные юрты, в которых живут по 150 человек. Но искать городище, пользуясь старыми картами, вряд ли бы кто сейчас отважился… Так что спасибо за находку в первую очередь полагается сказать природе да большой воде.

Среди пяти с половиной тысяч находок Надымского городища есть одна, непохожая на другие: загадочная фигурка «рогатого» духа. Скульптором мог быть и ханты-охотник, коротавший вечер у костра, случайный путник или шаман, но в том, что скульптурку резал очень мудрый человек, сомневаться не приходится.


Образ корня дерева довольно часто встречается и в мифах народов Севера. Именно из корней священного дерева Кандальдука выходили в легендах селькупов человеческие души, вселявшиеся в тело матери еще до рождения ребенка. После смерти души вновь уходили в землю, становились пауками, затем по корням и ветвям священного дерева они поднимались в небо и превращались в звезды. Такая вот жизненная круговерть… Жизненный цикл человека повторяет природный, где за умиранием следует возрождение. Любопытно, для того, чтобы стать шаманом, сначала также нужно было «умереть» в своем теле и родиться в другом. Но почему в скульптурке кажущийся «мёртвый» пень-корень вдруг дает два ростка, на верхушке которых две островерхие головки будто беседуют друг с другом? И для чего нужны 7 и 9 зарубок по внешним и внутренним краям фигурки, как будто это лесенки для подъема в вожделенное «седьмое небо»?

В одной из летописей упоминается, что в 1598 году русские купцы вынуждены были зимовать с отрядом в городке Надым. Большой голод, случившийся в 1730 году, вынудил обитателей оставить обжитое место. Сам по себе городок представлял искусственно сооруженный холм, строительным материалом для которого послужили перегной, щебень, хворост, доски и бревна. В культурном слое городища обнаружено немало находок, которые хорошо сохранились в условиях вечной мерзлоты. Учёные предполагают, что население составляло примерно 250 человек, однако, при раскопках были найдены останки только 14 человек. Уникальность Надымского городища заключается в тех экспонатах, которые были обнаружены в результате археологических раскопок.


Среди двух сотен находок экспедиции — изделия из кости и бивня мамонта, детские игрушки из дерева, украшения из меди и олова, и даже фрагменты иранской бронзовой чаши. По остаткам суконной одежды и кожаной обуви, исследователи определили, что жители Надымского городка были знакомы с портняжным и сапожным делом. А детали самострелов, лодок, охотничьих лыж и клинкового оружия подтверждают предположения учёных о том, что мужское население не только добывало пищу, но и в любой момент могло встать на защиту своей территории.


Некоторые учёные–археологи определяют Надымское городище, как резиденцию вождя. Об этом говорит постройка, характерная для проживания привилегированного человека. В исторических источниках описаны ритуальные пляски у священного костра в обрядовых действиях перед военным событием.

В Надымском городке обнаружено жертвенное место — кострище, обложенное в два кольца черепами оленей. На этом месте, по всей вероятности, и совершались жертвоприношения перед военным походом. В середине 17 века небольшая деревянная застава — Надымский городок — служила пристанищем бесстрашным мореходам и путешественникам, которых манила здешняя богатая земля. Сегодня он является уникальнейшим археологическим памятником Ямало-Ненецкого округа. И если удастся приостановить эволюционное разрушение этого объекта, то со временем учёные разгадают немало тайн, связанных с Надымским городищем.


Источник: http://www.putnik.nkorol.ru/rus/nadym/pagen_4.html
Категория: о Надыме | Добавил: Демидов (13.01.2011)
Просмотров: 2777 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Облако
Мини-чат
Наш опрос
Как будем жить?
Всего ответов: 34
Друзья сайта
  • УНЭГ
  • сайт Фомичёва В.С.
  • МОО "Экстрим" Надым
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Создать бесплатный сайт с uCoz